Классная комната, гдеДонна преподает четвертоклассникам, выглядит как и многие
другие, которые я видел раньше: пять рядов парт, по шесть штук в каждом ряду. За
учительским столом сидитДонна. За ее спиной на стене висит доска объявлений, на
которой отображена успеваемость учеников. Вобщем, типичный школьный класс, но кое-
что в нем изменилось с тех пор, как я впервые попал туда. Вклассе царит творческая
атмосфера.
Донна много лет преподает в одной из школ Мичигана, и ей осталось два года до пенсии.
Но она не просто проводит уроки, а добровольно участвует в программе развития детей,
которую я придумал и организовал. Программа основана на творческом подходе к
образованию, иДонна обеспечивает ее выполнение. А моя работа заключается в
посещении уроков и поощрении учеников.
Ясел за пустую парту в дальнем конце класса и стал наблюдать. Все ученики работали
над заданием, записывая в тетрадь свои мысли и идеи. Десятилетняя ученица, которая
ближе всех сидела ко мне, заполняла тетрадную страницу предложениями,
начинавшимися со слов "Яне могу".
Яне могу играть в футбол.
Яне могу делить трехзначные числа.
Яне могу добиться расположенияДебби.
Страница была уже заполнена наполовину, а девочка все продолжала писать. Она
работала упорно и настойчиво.
Явстал и прошел по рядам, заглядывая в тетради учеников. Все рассказывали о том, чего
они не могут.
Яне могу отжаться более десяти раз.
Яне могу драться.
Яне могу съесть только одно пирожное.
Активность учеников пробудила мое любопытство, и я решил выяснить у учительницы,
какое задание она дала детям. Подойдя к учительскому столу, я с удивлением заметил, что
Донна тоже пишет что-то на листе бумаги. Яне стал отвлекать ее и заглянул через плечо.
Яне могу заставить матьДжона посещать родительские собрания.
Яне могу добиться, чтобымоя дочь всегда заправляла машину бензином.
Яне могу объяснить Алану, что выяснять отношения с приятелями следует словами, а не
кулаками.
Яне стал спрашивать, почему ученики вместо того, чтобырассказывать о своих
достижениях, пишут "я не могу", вернулся за парту и продолжил свои наблюдения.
Ученики занимались еще десять минут, многие исписали целую страницу и начали
другую.
— Заканчивайте предложение, а новое не начинайте, — объявилаДонна.
Дети взяли листки бумаги, сложили их пополам и направились к столу учительницы, на
котором лежала коробка из-под обуви. Они положили свои листки в коробку. Когда все
работыбыли собраны, Донна добавила и свои записи, закрыла коробку, взяла ее в руки и
вышла из класса. Дети потянулись за учительницей, а я последовал за ними.
Вдальнем конце коридора находилась кладовка, Донна вошла туда и через минуту
вернулась, держа в одной руке обувную коробку, а в другой — лопату. Вместе с
учениками она вышла из школыи направилась к спортивной площадке. Там, у края
площадки, дети по очереди начали копать яму. Затем, когда была вырыта яма три фута
глубиной, ученики десяти-одиннадцати лет встали в круг около ямы, похожей на могилу,
и опустили в нее коробку.
Донна объявила:
— Мальчики и девочки, пожалуйста, возьмитесь за руки и склоните головы.
Ученики выполнили ее просьбу. Они взялись за руки, опустили головыи стали слушать
речьДонны.
— Друзья, мысобрались здесь почтить память "Яне могу". Пока онжил на земле, то
мешал многим из нас: кому в большей степени, кому в меньшей. Его имя, к сожалению,
очень часто упоминалось в школах, государственных учреждениях и даже в Белом доме.
Мыпроводили "Яне могу" в последний путь, похоронили его и даже положили на его
могилу надгробный камень. У "Яне могу" остались братья и сестры — "Яумею", "Я
сделаю" и "Явыполню это обязательно". Они не так известны, как их знаменитый
родственник, и пока еще не так сильныи могущественны. Возможно, в скором времени с
вашей помощью они окрепнут и будут твердо стоять на ногах. Пусть "Яне могу"
упокоится с миром, ажизнь каждого здесь присутствующего станет целенаправленной и
насыщенной. Аминь.
Слушая "надгробную" речьДонны, я осознал, что школьники никогда не забудут этот
день. Символическое прощание с "Яне могу" очень поможет детям в их будущейжизни.
Донна придумала замечательное задание, которое надолго сохранится в памяти детей.
После "надгробной" речи учительница предложила ученикам вернуться в класс. Там они
отпраздновали уход "Яне могу" пирожными, воздушной кукурузой и фруктовыми
соками. Во время празднованияДонна вырезала из плотной бумаги большой надгробный
камень, наверху начертала "Яне могу", а внизу поставила дату: 28 марта 1980 года,
Этот бумажный -"надгробный камень" висел в классе, где преподаетДонна, до конца
учебного года. Иногда, когда какой-нибудь ученик забывал и произносил: "Яне могу", —
учительница молча указывала на "камень". Ученик сразу вспоминал, что "Яне могу"
давно покинул этот мир, и боль-ше не ошибался.
Яне был ученикомДонны, в свое время она училась у меня, но в тот день я ясно осознал,
какой замечательный урок получил от нее. И теперь, когда я слышу фразу "Яне могу",
перед моим мысленным взором возникают "похороны", устроенные учениками четвертого
класса. И я мгновенно вспоминаю, что "Яне могу" давно умер.
Чик Мурман